[персид. - «сотворенный богом»; сир. ], шаханшах Ирана (399-420) из династии Сасанидов, сын Шапура III (383-388) и брат Вахрама (Варахрана) IV (388-399). Христианские (греческие и сирийские) и мусульманские (арабские и персидские, при описании доислам. событий цитирующие сасанидскую историографию) писатели характеризуют Й. с прямо противоположных позиций: зороастрийское жречество и аристократия называли его «грешником», «преступником» и «лгуном» (Tabari. 1881/1882. P. 847 и др.), в деяниях Соборов Церкви Востока (Chabot. Synod. orient. P. 17-18, 37 [texte], 253-254, 276-277 [trad.]) и в большинстве трудов визант. церковных историков (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Procop. Bella. I 2. 8; Theoph. Chron. P. 82) он восхваляется как добродетельный царь, едва не принявший христианство. Офиц. титул Й., известный по его монетам,- ra mšahr («cохраняющий мир в (своих) владениях») аналогичен прозвищу легендарного персидcкого правителя Виштаспы, покровителя Заратуштры (см. Зороастр). Вероятнее всего, этот титул указывал не на миролюбие, а на стремление укреплять традиционную маздеистскую веру.
Й. начал правление с изменения положения религ. меньшинств в Иране. Понимая, что мир с Вост. Римской (Византийской) империей невозможен без сохранения спокойствия на персидских землях, Й. отказался рассматривать многочисленных христиан и иудеев в Иране как иностранцев и врагов гос-ва и даже взял в жены дочь рош-галута - главы иудейской диаспоры в Вавилонии, чем вызвал резкое недовольство зороастрийского жречества. Было прекращено преследование иноверных, освобождены христиане, заключенные в тюрьму за исповедание веры, разрешено восстанавливать разрушенные храмы и строить новые. Наиболее непримиримые представители зороастрийского жречества и аристократии, выступавшие против политики Й., были казнены. Й. имел основания опасаться влиятельных придворных: 3 его ближайших предшественника на троне (Ардашир II, Шапур III и Вахрам IV) умерли насильственной смертью в результате дворцовых заговоров.
Царствование Й. было отмечено отсутствием внешних войн. В то же время Иран продолжал экспансионистскую политику в отношении Армении. В 415 г., воспользовавшись вспышкой междоусобной борьбы в Вост. Армении, входившей в сферу влияния Ирана, Й. возвел на этот престол своего сына Шапура. В 419 г. Шапур, узнав о болезни отца, покинул Армению в надежде занять персидский трон, но по прибытии в Ктесифон был убит.
В правление Й. между Ираном и Вост. Римской империей установились дружественные отношения. Инициатива заключения мирного договора исходила от визант. стороны. Ок. 399 или 400 г. визант. имп. Аркадий отправил Й. письмо с просьбой изменить отношение к христианам в Иране. Письмо доставил опытный дипломат еп. Марута Майферкатский (см. Маруф, свт.), оно было с благодарностью принято (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 317-318). По сообщению визант. хронистов, еп. Марута снискал особое благоволение Й. тем, что исцелил его от головных болей, а его сына - от беснования (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Theoph. Chron. P. 85). Еп. Марута получил право вывезти мощи христ. мучеников, пострадавших в гонение шаханшаха Шапура II, и поместить их в Майферкате (близ совр. г. Сильван, Юго-Вост. Турция), после чего город был переименован в Мартирополь («город мучеников»). Ок. 407 г. имп. Аркадий завещал Й. опеку над своим малолетним сыном (имп. Феодосий II в 408-450) (Sozom. Hist. eccl. IX 4; Procop. Bella. I 2. 1-10; Agath. Myr. Hist. IV 26; Theoph. Chron. P. 80). В 408-414 гг. при дворе Феодосия в К-поле находился посол Й. Антиох, к-рый заключил «100-летний союз» между Ираном и Византией и получил офиц. статус посланника при юном императоре. В 410 г. католикос Церкви Востока Исаак (399-410/411) провел в Селевкии Собор (с участием еп. Маруты), который был поддержан Й. Участники Собора официально подтвердили исповедание Никео-Цареградского Символа веры, упорядочили церковную иерархию и утвердили важные решения, регламентировавшие внутреннюю жизнь христианских общин Ирана. Неск. лет спустя католикос Ябаллаха I (415-420) был отправлен Й. в К-поль в знак полного примирения держав. Он вернулся с богатыми дарами, к-рые позволили отреставрировать соборную церковь в Селевкии-Ктесифоне и построить новые храмы (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 327).
Несмотря на положительные решения Собора 410 г. и на покровительство Й., жизнь христ. общин Ирана осложняли внутренние противоречия, которые с новой силой проявились на Соборе 420 г., созванном католикосом Ябаллахой. Примерно тогда же произошло резкое изменение политики Й. по отношению к христианам. Источники сообщают о неск. событиях, послуживших поводом для этого. Свящ. Хашу из г. Хормизд-Ардашир в Хузестане с молчаливого согласия еп. Абды (см. Авда, сщмч.) разрушил расположенный рядом с церковью храм огня. Священник, епископ и неск. мирян, участвовавших в сносе храма, были арестованы и отправлены в Ктесифон. На допросе у Й. Абда отрицал участие в сговоре, а свящ. Хашу признался, что разрушил пирей, сопровождая признание выпадами против зороастрийской веры. Тогда Й. приказал еп. Абде отстроить храм огня; епископ отказался и был осужден на казнь (Ibid. P. 328; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Hoffmann. 1880. S. 34-35). В рассказе об этих событиях Феодорит Кирский восхищается поведением епископа, хотя разрушение храма огня считает неблагоразумной ревностью (Theodoret. Hist. eccl. V 39).
О др. поводе к гонениям повествуется в сир. Мученичестве Нарсе (Нарсая). Свящ. Шапур убеждал иран. вельможу Адурфарнбага принять христианство, обещая ему исцеление от тяжелой болезни. Вельможа пригласил священника в свое поместье и разрешил строить там церковь. Шапур вначале оформил покупку участка земли под строительство. Мобед (глава жрецов) Адурбозе после постройки церкви доложил Й. о печальном примере вероотступничества вельможи, и Й. разрешил мобеду использовать любые средства для обращения Адурфарнбага в зороастризм. В конце концов Адурфарнбаг вернулся к вере отцов и потребовал у свящ. Шапура возвращения участка и документов на него, но тот по настоянию отшельника Нарсе отказался и бежал вместе с документом. Вскоре церковь была превращена в храм огня. Нарсе, однако, затушил огонь (осквернение огня считается у зороастрийцев смертным грехом) и отслужил в храме литургию. Когда об этом стало известно, Нарсе был схвачен и в цепях доставлен в Ктесифон. Там мобед Адурбозе обещал отпустить ему грех, если Нарсе возместит ущерб, нанесенный храму огня. Нарсе отказался, был брошен в тюрьму и после повторного отказа казнен (Bedjan. Acta. T. 4. P. 170-180; Hoffmann. 1880. S. 36-38).
Согласно «Хронике Сеерта» (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 329-330), в 420 г. делегация христ. епископов во главе с новоизбранным католикосом Маной, находясь на приеме у Й., столкнулась с недовольством шаханшаха, к-рый настаивал на своем абсолютном праве распоряжаться подданными. Свящ. Нарсе из Селевкии попытался отстоять свободу вероисповедания. Разгневанный монарх приказал казнить священника, если он не отречется от Христа, и вскоре начал преследование христиан во всем гос-ве. Католикос Мана был заключен в тюрьму в Фарсе и объявлен низложенным. Наряду с этими жесткими на фоне провозглашенной ранее либерализации мерами Й. назначил на должность вузург-фрамадара (главы правительства) Михр-Нарсе, крайне враждебно настроенного по отношению к христианам. Последствия перемен в политике Ирана сказались уже в правление преемника Й. шаханшаха Вахрама V.
Обстоятельства смерти Й. неясны. Согласно иран. преданию, он погиб во время отдыха в Гургане (юго-восток Прикаспия) от удара внезапно появившегося и столь же таинственно исчезнувшего коня. Т. Нёльдеке считает эту версию выдуманной для того, чтобы скрыть преступные действия оппозиционно настроенной группы знати, к-рая воспользовалась выездом Й. на отдых, чтобы его убить.